Юлия Иськова: «Юрист может стать менеджером, а вот наоборот – это сложнее»

Шоу-бизнес – это не просто сфера, в которой артисты выступают на концертах  и выпускают новые песни и клипы. Как и в любой другой индустрии, здесь есть свои подводные камни, о которых среднестатистический слушатель и не задумывается, когда включает в своем плей-листе новый трек. Да и сами артисты часто не учитывают моменты, которые позже приводят, в лучшем случае, к материальным потерям.

В первую очередь, стоит обратить внимание на юридический аспект деятельности, чтобы создать уверенную платформу для творческой самореализации. На какие пункты в контракте нужно обращать внимание начинающим артистам, стоит ли пользоваться услугами продюсера и о других юридических моментах, редакция ShowbizUA решила расспросить юриста по авторскому праву, управляющего партнера Правового Дома «Копирайт» – Юлию Иськову.

Вы является спикером на различных тренингах и образовательных платформах. А где сами черпаете информацию?  

Знаете, очень радуюсь этому, так как за 10 лет профессиональной деятельности в сфере интеллектуальной собственности столько накопилось информации, что просто невозможно молчать. Особенно важно, что кроме теоретических знаний, на моих тренингах и мастер-классах, участники могут получить практические советы и узнать как все происходит на практике. 

Риск хоть и благородное дело, но большинство моих слушателей мыслят новыми категориями цифрового мира 21 столетия. И к риску готовятся тщательно! 

Вначале теорию я получала от своих преподавателей и от академических знаний (все-таки 2 высших образования, и одно из них по праву интеллектуальной собственности), а вот потом все самые драгоценные знания были приобретены с помощью разнообразных заданий от клиентов и партнёров. Да, это тот случай, когда просто спросить как сделать тот или иной документ иногда не было у кого, и на помощь приходили первоисточники документов, международные акты и судебная практика. Ведь самое важное, чтобы все сработало и все остались довольны!

Что в первую очередь нужно сделать исполнителю, который планирует активно развиваться в сфере шоу-бизнеса?

Понять для начала зачем ему все это нужно. Затем определить стратегию и тактику достижения своих музыкальных целей. Конечно же, важным моментом остаётся сплочённая команда профессионалов, с которыми исполнитель налаживает сотрудничество. Не последнюю роль занимает наличие грамотного юриста и составленные контракты. 

С чего следует начать? Регистрация наименования группы или сольного проекта исполнителя посредством оформления торговой марки. Затем привести в порядок свой продукт - музыкальные произведения (контракты и регистрации). Составить ряд договоров для концертной деятельности, а также определиться с созданием компании (продюсерского центра или лейбла), которая поможет работать легально в налоговом поле как Украины, так и других стран. Все чаще именно заказчики хотят вести работу по безналичному расчёту и отсутсвие у вас такой компании будет причиной отказа от сотрудничества.

На какие детали обычно не обращают внимание даже опытные артисты?

Артисты часто хотят сделать все и сразу, но проблема внимательности и организованности стоит очень остро. А в юридической плоскости все как раз строится на мелочах. 

Но если говорить о статистике общей, то игнорят, как правило, заключение договоров с аранжировщиками, авторами ремиксов, создателями фонограмм и фотографами. Это непосредственные участники всего творческого процесса Артиста, которым принадлежит ряд прав и полномочий. И чтобы в будущем иметь возможность распоряжаться плодами их творческой деятельности без дополнительных разрешений, советую Артисту подходить к заключению таких договоров более ответственно.

Какие юридические моменты нужно учитывать, когда артист начинает сотрудничать с продюсером? Как считаете, на сегодняшний день, что лучше: быть вольной птицей в творчестве или иметь опору продюсера?

Вы правы, все чаще мы сталкиваемся в современной музыке и модных течениях с тем, что ребята могут работать сами и без продюсера. Но также и поменялась роль продюсера - это уже не такой себе Карабас Барабас, что отбирает у вас все и вы работаете фактически за еду. Продюсер сегодня - это менеджер, партнёр и соратник, человек, который берет на себя организацию творческого процесса: от бытового райдера до оплаты услуг третьем лицам. 

Артист - это творческая единица, а продюсер превращает творчество в бизнес и подчёркивает ваш статус. Поэтому изменились требования к контрактам, порядок и организация работы. 

Хотя, все же, основное для Артиста, что нельзя упускать из виду при работе с продюсером заключается в следующем:

- оговорить срок сотрудничества и отобразиться это в соглашении; 

- утвердить порядок расторжения контракта и при каких условиях это возможно; 

- как обстоят дела с правом интеллектуальной собственности: кому и в каком объёме они принадлежат, а также кто ими имеет право распоряжаться;

- какие есть запреты и штрафы за невыполнение;

- территория действия продюсерского договора;

- финансовая сторона: от % за концертные выступления, рекламу, цифровые продажи контента до ежемесячных выплат самому Артисту. 

Сейчас активисты срывают концерты популярных исполнителей. Как артистам защитить себя от подобных провокаций с помощью юридических аспектов?

Геополитика берет верх над культурой. И это не совсем хороший знак для развития каждого государства, не ограничиваясь только Украиной. Но против любых протестов (особенно, если они не подкреплены документами) есть юридические механизмы воздействия. На сегодня нет правильных решений для подобных ситуаций, а есть вынужденные.

Отмена концертов - это потери для Артиста, его менеджмента, организаторов и самих фанов, которые купили билеты на своего кумира. Поэтому, как и в других ситуациях, они могут и обязаны требовать возмещения. Второй вопрос: от кого и каким образом?

Вы скажите, что суды - это годы тяжб и затраты на юриста, а если писать жалобы в государственные органы - то они покрывают такие митинги и не хотят занимать чью то сторону. Цивилизованный мир требует превентивных методов: переговорный процесс, жалобы не после, а до предполагаемого конфликта; усиление охраны для безопасности зрителей и Артиста; обращения с коллективными письмами в законодательные, исполнительные органы власти.

Только надо помнить: на провокацию никогда не стоит отвечать провокацией.

Вы также работаете пиар-менеджером. Почему решили начать профессиональную деятельность в данной сфере? Возникают ли сложности в рабочем процессе?

Как быстро распространяется информация о новом профиле моей юридической компании. Знаете, все видимо к этому шло. Я вкладываю в понятие менеджер Артиста гораздо больше, нежели просто пиар и юридическое сопровождение. Это построение грамотной работы в цифровом мире, настройка всех аккаунтов, анализ материала Артиста, выработка стратегии и тактики продвижения этого продукта; позиционирование Артиста в сфере шоу-бизнеса, раскрытие слабых и сильных его сторон. И, конечно же, профессия юриста помогает в этом очень. Я даже придумала такой лозунг: юрист может стать менеджером, а вот наоборот - это сложнее. 

У меня на обслуживании, как у юриста, находятся ведущие артисты нашего шоу-бизнеса. Когда я анализирую документы, то невольно соприкасаюсь и с творческой частью: слушаю песни, которые мы регистрируем; оформляю договорами фотосессии, обложки, интервью; выстраиваю в голове брендбук, когда мы готовим документы по регистрации наименования Артиста и многое другое. И вот пришло время стать для своих клиентов больше, чем просто юридическим помощником. 

На счёт сложностей, то меня уже ничем не испугаешь, а вот удивить ещё удаётся. 

Летний сезон в самом разгаре. Любите ли путешествовать? Как считаете, какие страны нужно обязательно увидеть?

А разве есть жизнь вне работы ? Хотя, если серьёзно, то я из тех руководителей, кто считает, что сотрудники обязаны отдыхать и выгоняю буквально всех в отпуск. У нас интереснейшая работа, но чтобы выполнять ее профессионально и оперативно, нужно перезагружаться.

Про себя отмечу, что очень люблю путешествия, и если долго не удаётся вырваться куда то, начинаю увядать. Мне обязательно нужно, чтобы хоть раз в год это была Европа с высоким уровнем жизни, вкусной едой, музеями, природой; чтобы телефон находился в роуминге и возникало желание не возвращаться на родину.

У меня есть правило: выходные - это не рабочее время и отвечаю на смс и звонки в такие дни я только избранным. На викенд я скорее поеду за город, чем останусь тусить в городе, мне нравится быть в тени деревьев, нежели людской суеты.

И как уже опытный автопутешественник, могу посоветовать обязательно посетить Италию, Испанию, Словению и Австрию. Но важно ехать не в столицы или центральные города, а на побережья Барселонской области, к примеру (Коста Рика или Коста Брава, в небольшие городки, где чистые пляжи); в Италии - пригород Рима, Милана, Флоренции, где кроме вкуснейшей еды, вы сможете оценить истинный быт местного населения и найти очень комфортные цены. Хотя, о чем я, путешествовать прекрасно везде - от Европы, Америки, Африки до родного киевского моря.




3 ответов

  1. драгоценное))

  2. автопутешественник ха ха

Оставить комментарий